1. Гипертиреоз кошек
  2. Симптомы
  3. Диагностика и лечение

Гипертериоз у кошекГипертиреоз кошек – вторая по распространенности после сахарного диабета эндокринная патология у кошек. Данное заболевание связано с повышенной выработкой тиреоидных гормонов щитовидной железой (гиперфункция). В основном причиной этого является доброкачественная гиперплазия щитовидной железы, опухолевые процессы вызывают гипертиреоз лишь в 2% случаев. Для собак данная патология совсем не характерна и бывает лишь в 10% при опухолевом поражении органа.

Несмотря на то, что впервые гипертиреоз у кошек был описан более 30 лет назад, до сих пор точные причины, вызывающие это заболевание, неизвестны. К факторам риска можно отнести определенную породную предрасположенность, неблагоприятную среду обитания, воздействие на организм ряда химических веществ, которые широко применяются в нашем быту (например, полибромированные дифенил-эфиры, инсектициды, гербициды). Повышенное количество йода в промышленных баночных кормах и кормление котят, питанием, предназначенным для маленьких детей – возможно так же вносит определенный вклад в развитии гипертиреоза в пожилом возрасте у таких кошек.

Если у вашей кошки гипертериоз, обратитесь в один из наших ветеринарных центров за помощью по телефону +7 499 110 66 86 (круглосуточно).

Симптомы

Какие же симптомы должны насторожить владельца в отношении гиперфункции щитовидной железы у его питомца? Однозначно не стоит подозревать в гипертиреозе молодую кошку или кота. У животных моложе 6 лет — гипертиреоз практически не встречается. Обычный возраст заболевших животных от 10 лет и старше. Наиболее распространенными признаками являются — потеря веса при сохраненном или повышенном аппетите, повышенная жажда и мочеиспускание. Может ухудшаться качество шерсти, однако значимого выпадения шерсти не происходит. Так же может возникнуть нервозность или гиперактивность, постоянное мяуканье и беспокойство, тремор, неоформленный стул, избыточный рост когтей. При пальпации шеи внимательный владелец замечает явное увеличение щитовидной железы (зоб). Однако иногда при гипертиреозе наблюдается и снижение аппетита, вплоть до полного его отсутствия («апатичный» гипертиреоз). В ряде случаев гипертиреоз вызывает повышение артериального давления, которое может привести к внезапной потере зрения у питомца и к другим опасным последствиям.

Диагноз подтверждается при выявлении повышенного содержания общего Т4 в крови.
При гипертиреозе у кошек кровоток в почках и скорость клубочковой фильтрации повышается, что часто маскирует наличие хронического заболевания почек. Поэтому не редкость, что начиная лечить гипертиреоз, мы можем получить ухудшение почечной функции. Поэтому у кошек при наличии 3-4 стадии хронической почечной недостаточности — иногда терапия гипертиреоза не проводится – чтобы не ухудшить течение основного заболевания. В любом случае необходимо взвесить все плюсы и минусы лечения, чтобы выработать оптимальный терапевтический подход к каждому конкретному пациенту.
В России не очень распространен оперативный метод лечения гипертиреоза (тироидэктомия) в силу ряда причин, терапия радиоактивным йодом остается недоступной, поэтому, в основном, применяется консервативное медикаментозное лечение, которое направлено на снижение продукции тиреоидных гормонов щитовидной железой.

Статья подготовлена Кусенковой Н.Ю.,
ветеринарным врачом-эндокринологом «МЕДВЕТ»